“Старшина возвращается, чтобы противостоять собственной судьбе и взглянуть в лицо древнему злу, что угрожает судьбе всей Вселенной. Halo 4 знаменует собой начало новой трилогии, которая начинается с момента выпуска игры в 2012 году.”

“Проснись, Джон.”
- Официальный слоган

Главная


Общее

Halo 4 — видеоигра в жанре FPS, разработанная компанией 343 Industries для игровой консоли Xbox 360. Это первая игра из «Reclaimer Trilogy» — новой трилогии в серии Halo. Игра выпущена во всём мире 6 ноября 2012 года, за исключением Японии, где игра была выпущена 8 ноября. Действие игры начинается через четыре года после событий Halo 3, и отмечена возвращением главного героя серии — Мастера Чифа.

Halo 4 получила всеобщее признание с совокупной оценкой веб-сайтов GameRankings и Metacritic в 86,80 % и 87/100, соответственно. На AG.ru игра получила оценку в 78 %



Примечание разработчика: В некоторых аспектах не согласен с обзором игры от Игромании, но это издательство я уважаю и поэтому вставил рецензию именно от него.

Рецензия (от Игромании)

"Просидев последние пять лет в высокотехнологичном холодильнике, Мастер Чиф выходит из криогенного сна и в очередной раз берется решать спорные вопросы и улаживать межрасовые проблемы. Хотя фиолетовая и пушистая ковенантская угроза уже вроде как миновала, Чифа бесцеремонно будят и требуют сделать хоть что-то героическое. Разумеется, в большой отгул такого персонажа никто не отпустит."

Немногословный суперсолдат в своем блестящем зеленом скафандре давно стал лицом игрового направления Microsoft, а также верным товарищем и главным аргументом всех обладателей Xbox 360, в особенности тех, кто обожает указывать противникам, когда заткнуться и куда после этого пойти. И если еще пару лет назад Мастер Чиф возглавлял небольшую армию из линейки игр только для Xbox 360, то теперь, когда Rare и Lionhead перешли на выпуск околоигровых сервисов и безликих проектов для Kinect, Ensemble Studios закрылась, а партнерство с Bizarre Creations и BioWare закончилось, игры про Чифа остались, по сути, единственным сильным эксклюзивом Microsoft. Отныне главному герою Halo приходится, заручившись сомнительной поддержкой маленьких игр для XBLA, почти всю работу тянуть на своих суперплечах: наизнанку выворачиваться и целыми днями колотить себя кулаками в грудь, чтобы втолковать потенциальным покупателям, что Xbox 360 еще есть чем удивить помимо танцулек и йоги для Kinect.

Трейлер к игре

После того как отцы-основатели серии, студия Bungie, перебежали к Activision, Microsoft собрала собственную внутреннюю команду и надежно привязала к батарее. 343 Industries получила не только золотые кадры из известных игровых компаний и бюджеты, на которые можно строить города, но и, как утверждают сами разработчики, полную творческую свободу.

Однако даже при таком финансировании и такой поддержке стать новой Bungie у компании все равно не вышло. И дело здесь не в том, что создатели серии все из себя незаменимые, просто Bungie доводила Halo до ума больше одиннадцати лет, итогом которых стал во многом идеальный Halo: Reach. Серии пора двигаться дальше и начинать новую большую трилогию, а 343 Industries вместо этого разбирает сериал на составляющие и выпускает невероятно странный Halo 4 , собранный из кусочков предыдущих частей, склеенных коридорами и глупыми врагами.



Радуга, единороги и плюшевые мишки

Новый внешний вид ковенантов намекает, что уж на этот-то раз все и правда серьезно.

Новый внешний вид ковенантов намекает, что уж на этот-то раз все и правда серьезно.

В каждом элементе Halo 4 чувствуются мощь и громадный бюджет: графика, великолепные CGI-ролики, анимация, озвучка, да и просто чудная постановка. Графику вытянули на совершенно новую ступень, и в серии, которую Bungie по визуальному ряду всегда оставляла ковылять в арьергарде, появилась игра, вполне способная потягаться за звание одной из самых красивых в этом году. Вложившись в работу над картинкой, 343 Industries немного увлеклись и сделали игру очень уж серьезной. Даже смешные свиноподобные и медведеобразные ковенанты (они в игре все же появляются), будто на волне современной моды на мрачность, реалистичность и прочую серость и грязь, замуровались в строгую темную броню и стали сильно меньше носиться по локациям. Сам мир помрачнел и наполнился черепами, костями и остальными «взрослыми» штуками. Новая студия словно пыталась отделаться от некоего «детского» клейма, который, по их мнению, носила серия. Даже удивительно, что на обложке не красуется надпись: «Здесь нельзя отрубать врагам головы и ноги, но в игре все равно все по-взрослому!»

Мастер Чиф не играет на смартфоне, а задает координаты для выстрела огромной лазерной пушкой.

Мастер Чиф не играет на смартфоне, а задает координаты для выстрела огромной лазерной пушкой.

Даже новой главной угрозе для мира людей, расе Предтеч, которая в Halo 4 представлена своей военной силой — прометейцами, — придана агрессивная и злобная внешность (со светящимися черепами и другими жуткими атрибутами). Передвигаясь, они издают грозный скрежет и всякие высокотехнологические звуки, а подобравшись поближе к Чифу, активируют постановочный ролик, в котором хватают главного героя за плечи и громко рычат прямо в забрало.

Как и в пяти последних Call of Duty, скриптовые сценки приходится смирно просматривать, пока не отдадут контроль над героем. В любом другом Halo ты прыгаешь, стреляешь, бросаешься гранатами и колотишь цветных пришельцев прикладом по самым неожиданным местам, но только не здесь. Проснувшееся древнее зло (как гласит слоган игры) оказалось не поклонником веселых развлечений, к которым привыкли любители Halo, и отдает предпочтение жутким и однообразным дракам в небольших коридорах.



Чиф, проснись, зло борзеет!

Разбираться во всех нюансах и сюжетных интригах франшизы (она, кстати, играми не ограничивается: еще есть мультики, сериалы, книги и комиксы) можно не один день. События Halo 4 начинаются через несколько лет после драматической концовки Halo 3. Чиф отсыпается в криогенной камере, а постоянный ИИ-спутник героя, Кортана, предоставленная сама себе, ковыряется в воспоминаниях и унывает от того, что на восьмом году жизни (во вселенной Halo искусственный интеллект живет семь лет, после чего его гуманно «усыпляют») не лучшим образом себя чувствует: срывается на истерики, страдает раздвоением личности, в общем, медленно, но верно едет крышей.

Сама завязка Halo 4 полностью цитирует первую часть сериала: Мастер Чиф вылезает из морозильной камеры на космическом корабле, разминается и тут же встревает в войнушку, которая заканчивается грандиозным крушением на неизведанных землях (в первой части это не планета, а громадная инсталляция пришельцев).

Планета Реквием

Планета Реквием

Выясняется, что под ногами — таинственная планета Реквием древней расы Предтеч, которая якобы вымерла. Выбравшись из-под обломков, спартанец отправляется исследовать пещеры и подземные лаборатории, где по крохам собирает сведения о том, что здесь, черт возьми, происходит. В то же самое время на планету высаживаются и начинают что-то вынюхивать ковенанты, прекрасно знакомые по предыдущим частям.

Перемещаясь по всяким злачным кабинетам, Мастер Чиф жмет кнопки в надежде передать приближающемуся кораблю землян сообщение об угрозе, таящейся в этой планете, и случайно будит древнее зло — воеводу Дидакта (он упоминался в предыдущих частях Halo, но внятно представлен был только в аниме-сериале Halo Legends). Дидакт — выживший Предтеча, верховный главнокомандующий армии древней расы — прометейцев, который всеми фибрами своей черствой души ненавидит все человекоподобное и одержим идеей изничтожить людей. С последствиями пробуждения «спящей красавицы» зеленый космонавт и отправляется бороться.




Нам по прямой

Это сейчас Кортана мило улыбается, а всего десять секунд назад истерила и грубо обзывалась.

Это сейчас Кортана мило улыбается, а всего десять секунд назад истерила и грубо обзывалась.

При Bungie серия концентрировалась на вполне конкретных вещах: сюжет и игровой процесс, которые от части к части перетягивали одеяло между собой. Любая стычка в предыдущей Halo каждый раз отыгрывается по-разному благодаря механике битв, которую все эти годы шлифовали. Ковенанты не просто пытались обойти игрока с разных сторон, они использовали окружение, технику, грамотно распоряжались своим арсеналом и способностями товарищей. С каждой новой частью Halo студия Bungie взбиралась на новые высоты и предлагала очередную новую идею или отличное развитие старой.

К сожалению, 343 Industries это идейное развитие продолжить не смогла. Игра бестолково заимствует ситуации из Halo, Halo 2, Halo 3, Halo: ODST и Halo: Reach, а все новое пространство заняли разборками с новой расой.

Битвы с Предтечами — большая часть игры, но до слез однообразная и прямолинейная: Чифа забрасывают в некий высокотехнологичный коридор, где сначала со стен и потолка прыгают собакоподобные кибернетические существа, а затем начинают стрелять рыцари-прометейцы, над чьими головами парит обслуживающий персонал (жужжит, лечит и время от времени отбивает брошенные героем гранаты). О гибкости и разнообразии нет и речи: сперва убиваем кого поменьше, затем беремся за более крупных особей, которые продолжают тупо стрелять и телепортироваться из угла в угол. Новые недруги Мастера Чифа не отличаются ни интеллектом, ни хитростью, ни даже оригинальными идеями, как этого блестящего космонавта убить.

По части лицевой анимации Halo 4 вполне может потягаться с Heavy Rain и L.A. Noire.

По части лицевой анимации Halo 4 вполне может потягаться с Heavy Rain и L.A. Noire.

Даже когда игра выпускает героя из высокотехнологичных кишок, Предтечи продолжают придерживаться проверенной тактики: появился, пострелял, телепортировался на два метра вправо, затем на два метра влево, умер. Очень хорошо и в духе серии сделаны нечастые перестрелки Чифа с ковенантами: здесь чувствуется «хейловская» песочница, где враги не просто стреляют, а прямо-таки устраивают на вас охоту и всячески пытаются обхитрить.

А вот на солдат-землян смотреть стало грустно: ребята бестолково торчат за укрытиями и там же умирают, а когда самоотверженно запрыгивают за руль техники, чаще всего застревают между камнем и кустом или попадают в другую нелепую или даже неестественную ситуацию.

История, ставшая отправной точкой новой трилогии, как нельзя лучше подходит для этого коридорного тира: проснулось великое зло, которое тут же сбежало в большой красный шар с лампочками и полетело убивать все человекообразное, а мы бросаемся вдогонку. Основная сюжетная линия быстро уходит на второй план благодаря личным проблемам Чифа и его спутницы Кортаны, за которыми следить намного интереснее, чем за злыми злодействами главгада Дидакта.

Microsoft никогда не жалела денег на грандиозный запуск игр Halo. Четвертая часть исключением не стала. Во-первых, за месяц до релиза компания запустила весьма отличный веб-сериал Halo 4: Forward Unto Dawn, ставший своего рода предысторией к четвертой части Halo и рассказывающий о кадетских годах Томаса Ласки (одного из главных соратников Мастера Чифа в Halo 4), а также о начале войны с ковенантами. Во-вторых, Microsoft устроила грандиозное мероприятие для семидесяти поклонников игры: на несколько дней выкупила целое европейское государство Лихтенштейн и «перекрасила» его в этакий райский Halo-уголочек для маньяков. Разумеется, не обошлось без гигантских баннеров и плакатов в крупных городах мира (в том числе и в Москве), а также без трейлера, который продюсировал сам Дэвид Финчер, режиссер фильмов «Бойцовский клуб», «Семь», «Социальная сеть» и «Девушка с татуировкой дракона».



Арфы нет, возьмите бубен!

Большой двуногий робот Mantis

Большой двуногий робот Mantis

Хуже всего 343 Industries обошлась с музыкой. Мартин О’Доннелл, отвечавший за звук в основной трилогии, в Halo: ODST и Halo: Reach, навсегда связал серию с великолепными оркестровыми композициями, которые, будто новые гаджеты Apple, раскупались сумасшедшими тиражами. Они не раз получали престижные награды, а самые яркие мелодии поклонники ставили себе на телефон и безустанно напевали под нос. Но О’Доннелл ушел вместе с Bungie работать над их новой серией Destiny, так что сочинять звуки музыки для Halo 4 посадили нового человека. Мотивы на протяжении почти всей игры напрочь не соотносятся с происходящим на экране и ни в какую не хотят ассоциироваться с Halo: музыка стала совсем безликим дребезжанием, которое временами срывается на киношный пафос. В большинстве случаев мелодии вообще проходят мимо ушей. Спасибо, обошлось без дабстепа, бодрых ремиксов песен Джастина Бибера и электронных угаров Тиесто.

Даже самые мелкие заставки впечатляют размахом и постановкой.

Даже самые мелкие заставки впечатляют размахом и постановкой.

Часть выкрутасов Halo 4 можно простить, а что-то понять и принять. При всех недочетах и фривольностях игра воспринимается как часть великолепной вселенной Bungie, но крайне сложно назвать этот проект номерным продолжением. Перед нами скорее ненужное переосмысление полностью сформировавшегося сериала. 343 Industries взялась не за самую простую задачу: от них потребовалось всеми способами реанимировать красиво закончившуюся серию с огромной фанатской базой.

С элементами из предыдущих частей студия особо экспериментировать не захотела, просто понадергала кусочков из предыдущих игр: перестрелки в джунглях, городские и космические полеты, апокалиптические заезды со смертью из Halo 3. Но тем не менее 343 Industries щедро и очень смело влила в сериал новую расу, которая кардинально отличается от всего того, что делала Bungie. К сожалению, пытаясь попасть хотя бы на то же место, где закончила с серией Bungie, 343 откатились в самое начало и даже там умудрились наломать дров. Десяти лет развития сериала как не бывало.



Вердикт

Продолжение великой серии руками студии, которая ранее к ней никакого отношения не имела. У 343 Industries получилось сохранить дух оригинала. К тому же, несмотря на общую скомканность и однообразность Halo 4, это все же хороший шутер. Halo 4 – вершина возможностей Xbox 360 на сегодняшний день. Уже одно это заставляет обратить на нее внимание.